ООО «КОРТРЕВЕЛ МАРКЕТ»
ИНН:7703263207
erid:2SDnjeSM357
ООО «КОРТРЕВЕЛ МАРКЕТ»
ИНН:7703263207
erid:2SDnjeSM357
Сильная мотивация, готовность к риску и желание быть признанными — вот на чем строился бизнес Елены Латышевой. Еще вчера она с сестрой работала кассиром, а сегодня масштабирует медицину, управляет агробизнесом и помогает другим. История «сахарных Барби» — это не анекдот, а символ успеха вопреки обстоятельствам. Елена не боится говорить о трудностях — падении выручки, работе в пандемию, отказе от зарплат.
Редакция HF.ru сделала выборку самых интересных моментов из выпуска на канале «Михаил Игнатов».
Самую свежую и более подробную информацию о бизнесе и всем, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
Елена Латышева, предприниматель
Я — предприниматель с опытом, люблю создавать и развивать. Для меня предпринимательство — это не только способ увеличить доход, но и возможность делать что-то важное для мира и для людей. Я активно занимаюсь благотворительностью и меценатством, потому что понимаю, как это важно, как это помогает мне и другим.
Какие качества помогли вам добиться успеха в бизнесе?
Я убеждена, что для успешного предпринимателя важна сильная мотивация — это ключевой момент. Однако важно, чтобы это желание было подкреплено пониманием, что ты готов и что ты можешь достичь своей цели. Когда мы начинали, у нас не было ничего — ни наследственного бизнеса, ни поддержки. Мы начали в период перестройки, у отца был тяжелый инсульт.
Вы с сестрой работали кассирами в магазине, а потом создали группу компаний «Трио». Это огромный поворот в карьере. Что происходило между этими моментами?
В 1996 году мы с сестрой пришли в магазин, уже будучи беременными. Мы не думали, что нас возьмут. В какой-то момент мы решили создать свое информационное агентство. Сняли небольшую комнату, поставили два компьютера и начали работать.
Когда в 1997 году в нашем регионе возник активный рынок сахара, мы решили стать посредниками. Вместо того чтобы просто продавать данные, мы начали сопровождать сделки: помогать покупателям найти нужный товар, а продавцам — найти покупателей.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
К 2002 году, через пять лет с момента становления нашей компании, мы были уже шестыми-седьмыми на рынке сахара, несмотря на то что не имели собственных заводов.
Что именно мотивировало вас в тот момент?
Мне было 23 года, и я хотела, чтобы люди, которые уже добились успеха, признали нас не просто как девчонок, а как серьезных бизнесменов. Мы даже стали известны как «сахарные Барби».
Как вы понимаете, что нужно клиенту, и почему они должны купить это у вас?
Когда ты решаешь задачу клиента, ты не просто продаешь товар, ты предлагаешь решение проблемы. Это и делает сделку успешной.
В какой момент вы поняли, что нужно выйти на новый уровень, масштабировать бизнес?
На первом этапе мы думали больше о выживании, а не о масштабировании. Но со временем, когда мы начали получать больше опыта, я поняла, что для роста бизнеса важно брать на себя риски и выходить за пределы привычного окружения. Я поняла, что есть компании, которые работают в Москве, и нам нужно быть рядом с ними.
Как вы начали заниматься сельским хозяйством?
Чтобы это контролировать, мы решили купить комбайн, но он был слишком дорогой. Тогда мы узнали о программе субсидирования сельхозтехники и обратились к главе района с просьбой выдать нам справку о том, что мы сельхозпроизводители. У нас не было опыта в сельском хозяйстве, но мы решили рискнуть.
Как вы смогли взять на себя такую ответственность, не имея опыта в аграрной сфере?
Мы работали с сельхозпроизводителями, у которых покупали сахар, и столкнулись с проблемой: некоторые из них плохо рассчитывались. Мы поехали к главе района, объяснили ситуацию и предложили взять заброшенные хозяйства. А также попросили выдать нам справку, что мы сельхозпроизводители, чтобы попасть в программу по субсидированию сельхозтехники и купить комбайн.
Сколько земли у вас сейчас?
На пике мы доходили до 100 000 гектаров земли. Сейчас меньше.
Кто оказал вам помощь в первые годы работы в агробизнесе?
Огромное спасибо предпринимателю, который приехал продавать нам сельхозтехнику. Он увидел, что нам нужно помочь с выбором технологии, а не просто продать технику. Он повез нас в два хозяйства, познакомил с лидерами отрасли и рассказал о технологиях. Мы до сих пор сотрудничаем с ним, и это один из наших лучших партнеров.
Как вы оказались в медицинском бизнесе?
Мы с командой долго занимались другими отраслями и медицину воспринимали как совершенно новый вызов. В какой-то момент, благодаря встрече с двумя врачами-рентгенологами, мы начали думать о создании сети диагностических центров. Это была возможность, и мы решили ее использовать. Риск был велик. Мы шли в сферу, где не имели никакого опыта.
Как предприниматель должен подходить к масштабированию бизнеса?
Чтобы масштабировать бизнес, важно не только накапливать знания, но и применять их на практике. Наше масштабирование началось не как четкий план, а как реакция на возможность. Мы делали все поэтапно — сейчас это 48 городов, 100 центров и 3 госпиталя.
Какие качества предпринимателя для вас важны?
Один из ключевых принципов — количество попыток имеет значение. Мы с командой играли в деловую игру «Титаник», которая хорошо иллюстрирует это. В этой игре люди должны были подходить к капитанам лодок и получить подпись, чтобы спастись. Те, кто пытались многократно, в конечном итоге добивались успеха, потому что не сдавались после первой неудачи. Важно продолжать действовать, несмотря на неудачи, и учиться на ошибках. Это важный предпринимательский навык — не останавливаться и делать больше попыток.
Планы по масштабированию отличаются от реальности?
На старте у нас была мечта построить 500 центров, но со временем я осознала, что цифра сама по себе не имеет значения. Важно, что стоит за этой мечтой.
Как вы пережили период пандемии?
В 2020 году, когда началась пандемия, мы как раз заключили важный контракт с банком для масштабирования, и весь мир ушел на карантин. Это был момент неопределенности, когда пришлось быстро адаптироваться и принимать важные решения в условиях кризиса.
Наша выручка снизилась до 30% от запланированного уровня. Чтобы выкрутиться, мы предложили сократить зарплаты всей управляющей команде на 50%, чтобы удержать компанию на плаву. Но мы пообещали, что компенсируем все, как только выведем компанию из кризиса. В октябре-ноябре мы вернули недовыплаченные суммы.
Можно ли сказать, что вы всего добились?
Нет. Мне кажется, что у меня никогда не будет ощущения, что я уже достигла всего. У человека, как и у компании, есть этапы зрелости. В какой-то момент, когда ты формируешь себя, задаешь вопросы: «Что я хочу?» и «Зачем я здесь?». Это процесс, который нельзя завершить, и эти вопросы начинают звучать гораздо позднее.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].
АО "ТБанк"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdDDR3J