ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Эксклюзивное интервью редакции Франшизы Партнеркин дал крупнейший франчайзи сети ДоДо. О специфике бизнеса, маржинальности в нише фастфуда и пиццерий, а также перспективных планах развития сети читайте в нашем материале.
«Додо Пицца» – это узнаваемый бренд и сеть, которая динамично развивается по всей стране, насчитывающая около 450 точек по всей России, а также постепенно движущаяся и на зарубежные рынки. О своем пути в качестве франчайзи «Додо Пиццы» с нами поделился Дмитрий Троян – один из крупнейших партнеров сети.
Дмитрий, расскажите о себе и о том, как вы пришли к «Додо Пицце»?
– Мне 30 лет, я развиваю бренд компании «Додо Пицца» в городе Самара. Наша команда является самым крупным партнером «Додо Пиццы» в стране. Мы развиваемся вместе с братом, у нас сейчас 38 пиццерий.
Еще во время учебы в университете, который я окончил в 2010 году, мы занимались малым бизнесом. Развозили айфоны, тогда это были еще iPhone 2, iPhone 3 и 3GS. Завозили их из Великобритании и продавали здесь. Был еще один вид малого бизнеса – магазин кальянов. Тогда я считал этот бизнес нормальным, сейчас же, считаю, что он приносит вред людям. У нас был интернет-магазин по доставке кальянов и табака. Мы их поставляли в разные рестораны по Самаре. Я понимал, что это бизнес, который не масштабируется и искал идею, которая может долго расти и развиваться. Уже тогда, в 2011 году, была идея по поводу «Pizza Hut» и «Папа Джонс», я был за границей и видел, как это работает за рубежом. У них была классная пицца, у нас такой в Самаре не было и близко на тот момент.
Еще каждую среду я смотрел передачу с Олегом Тиньковым, которая называется «Бизнес-секреты». По моему мнению, лучшая передача по предпринимательству. Практически каждая из передач - это огромный объем знаний. В одну из этих передач в гости к Тинькову пришел Федор Овчинников. После этой передачи я знал, чем буду заниматься ближайшие лет 5 - это точно должна быть пиццерия. У меня были идеи о пиццерии еще до этой передачи, но я понимал, что та же франшиза «Папа Джонс» стоит очень дорого. Тогда открыть их пиццерию стоило около 8 миллионов, кроме того было еще непонятно, когда они зайдут на наш рынок. А модель, которую описал Федор, мне подходила и я понимал, что смогу собрать такую сумму. Также было осознание, что тогда в Самаре этого реально не хватало, потому что возили пиццу по 1.5 часа и это были нормальные условия доставки. Меня очень зацепило правило «60 минут или пицца бесплатно», я был на 100% уверен, что это зайдет.
Что происходило после того, как вы определились с моделью бизнеса, которой хотите заниматься?
– После я связался с Федором через его блог, он рассказал, что неделю назад запустил «Додо Пиццу» в подвале, в центре города Сыктывкар, что она работает на доставку и объяснил базовые вещи. Я рассказал ему, что хотел бы заняться таким же бизнесом. Федор согласился, только попросил сделать медицинскую книжку. Затем я приехал к Федору на обучение, работал на кухне пиццамейкером вместе с первым сотрудником компании Анатолием Сурковым, он сейчас чемпион мира по пицца фристайлу, и Андреем Петелиным, который сейчас является CEO компании в СНГ. Всего на тот момент, в компании работало человек 10 и не было никакой франшизы. Это был конец 2011 года.
А в какой момент появилась франшиза, и вы начали работать по ней?
– Мы договорились с Федором, что когда франшиза будет разрабатываться, он с нами свяжется, и мы подумаем о совместном сотрудничестве. Еще находясь в Сыктывкаре, я удаленно посмотрел одно помещение в Самаре, с большим автомобильным трафиком и от которого удобно было развозить пиццу практически на полгорода. После я открыл юр. лицо, которое до сих пор работает под тем же названием – ООО «Рокет Пицца», создали сайт и делали по образу и подобию «Додо Пиццы» свою пиццерию.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Открылись мы в апреле 2012 года и постепенно росли. Были достаточно сложные времена. Я с утра ехал в «МЕТРО», закупался продуктами, привозил их, начинал работать как пиццамейкер, потом, когда шли заказы, либо развозил их, либо готовил. В самом начале было 5 сотрудников. Такая ситуация длилась чуть больше полугода и концу 2012 года Федор предложил тестовую франшизу. Я понимал, что если мы перейдем под бренд «Додо Пицца», мы, как минимум, получим трекинг, улучшится маркетинг и мне импонировал подход Федора к работе с командой, хотелось тоже этому научиться.
Итак, под бренд «Додо Пицца» мы перешли в ноябре 2012 года. Как раз начался сезон, и мы серьезно вложились в маркетинг. Постепенно, к апрелю 2013 года мы показали оборот в 1 миллион рублей на доставке, а в «Рокет-Пицце» мы начинали с 400 тысяч рублей в первый месяц.
Федор посоветовал мне, что как только мы покажем оборот в миллион рублей, надо искать пиццерию в другой части города, чтобы охватить остальную часть Самары, так как очень много было жалоб, что мы не возили по всему городу. Мы так и сделали, нашли помещение и 17 сентября 2013 года открыли ресторан. Это был первый франчайзинговый ресторан с залом и восьмая пиццерия Додо.
Почему все-таки общепит, а не другая ниша?
– Я понимаю, что общественное питание - это мега конкурентный рынок, но мне нравится этим заниматься. Я сам очень люблю пиццу и частый клиент доставки, поэтому мне было понятно, что в этой нише нет хорошего предложения, а спрос был достаточно высоким.
Второе, это масштабируемость. Общественное питание в формате фаст кэжуал можно хорошо масштабировать, что мы и делаем.
В каких городах представлен Ваш бизнес и сколько у вас всего работает точек сейчас?
– За эти 6 лет мы открыли пиццерии в: Самаре, Новокуйбышевске, Нижегородской области, Тольятти, Волгограде, Волжском, Магнитогорске и Оренбурге. Недавно открыли пиццерию в Кемерово, строимся во Владивостоке, в Санкт-Петербурге тоже развиваемся успешно. Таким образом, мы постепенно развились и создали розничную сеть родом из Самары, которая развивает бренд «Додо Пицца». На данный момент у нас 38 точек и строится еще несколько. Всего в нашей команде сейчас работает под тысячу человек.
Насколько важна локация пиццерии в вашем бизнесе и как происходил ее выбор?
– Мы всегда обращали внимание на расположение. В начале для нас был не так важен пешеходный трафик, и мы открывались на арендной плате чуть пониже, но могли покрыть большую зону доставки. Это было на момент 2012 -2013 - х годов. Сейчас ситуация поменялась, мы понимаем, что доставка идет больше в формат ресторана, а сами рестораны больше движутся в сторону доставки. Это видно на примере МакДональдса, который делает доставку через Яндекс-Еду и Дилевери клаб. Мы понимаем, что у нас 60% оборота - это доставка, но рестораны более прибыльны из-за того, что в них нет расходов на доставку и оплату курьеров. Поэтому чтобы быть эффективнее, и давать лучшую цену клиентам, мы должны открываться в проходимых местах и зарабатывать на обороте ресторана.
Раз уж речь зашла о конкурентах, кого сейчас вы позиционируете как конкурентов?
– Сейчас «Додо Пицца» идет в формат фаст кэжуал ресторана и нашими конкурентами становятся не только «Папа Джонс», «2 Берега» и прочие сети по доставке пиццы, а такие игроки как «Бургер-Кинг», «KFC» и «МакДональдс» из-за прихода «Яндекс Еды» и «Дилевери клаб». И бывает, что с ними мы воюем даже за некоторые места и ведем переговоры.
Сколько стоило открыть пиццерию «Додо Пицца» в то время?
– Первая наша пиццерия обошлась не так уж и дорого, она стоила нам в 1.400.000 рублей. Миллион я занял, а 400 тысяч были мои собственные. Вторую пиццерию мы открывали с вложениями чуть меньше 6 миллионов рублей. Получается, все 6 лет мы не привлекали инвестиции, а вкладывали все, что зарабатываем, практически 95%. В этом и залог нашего быстрого роста. В среднем же, каждая пиццерия обходилась в 10-12 миллионов.
А были ли какие трудности?
– Любые трудности преодолимы, поэтому мы на них не фокусировались. В самом начале, мы понимали, что мало вкладывали в маркетинг. Если бы делали это больше, то могли бы расти еще быстрее. Мы попадали в своеобразный замкнутый круг, открывали пиццерию, все деньги вкладывали туда, а рекламироваться было нечем. Это, наверное, и было самой большой трудностью.
Как дела обстояли с персоналом?
– Все реализуемо, если ты работаешь на кухне, то в любом случае отфильтруешь и соберешь команду. Невозможно на начальном этапе собрать сильную команду, если у вас все делает управляющий, а вы сами находитесь в стороне от бизнеса.
Участвуете ли Вы сами в процессе работы ваших пиццерий?
– Конечно, участвую, на мне сейчас такие блоки как: открытие новых пиццерий, маркетинг и коммуникация с федеральными и территориальными управляющими. У нас идет постоянная работа и обратная связь по тому, как снижать расходы и лучше обслуживать клиентов. В бизнес я вовлечен, другого дела у меня нет, на нем я полностью фокусируюсь. Я понимаю, что на двух стульях не усидишь и «Додо Пицца» - это тот бизнес, который можно сильно масштабировать. Пиццу люди едят везде, во всем мире, от самых маленьких городов, до самых больших, поэтому нужно ковать железо пока горячо.
Какие особенности есть у этой ниши, по сравнению с другими?
– Главная особенность – все завязано на людей, их обучение, подбор и мотивацию. Это, наверное, как и в любом виде предпринимательства – есть определенная модель бизнеса, которую дает управляющая компания. Если ты не правильно работаешь с людьми, плохо мотивируешь и не вовлечен, совершаешь ошибки в менеджменте, в выборе локаций, то тебя не спасет франшиза.
Сколько времени уходит с момента запуска и до момента, когда пиццерия выходит на точку безубыточности?
– У нас точка безубыточности, то есть когда мы перестаем дотировать пиццерию, это максимум 3 месяца. Чаще всего выходим на операционную окупаемость на второй и третий месяц. Бывают исключения, когда пиццерии по полгода работают в минус, чаще всего это в Москве.
Окупаемость сейчас мы оцениваем в 3.5-4 года. У нас есть, конечно, большие расходы, поэтому если выбрана плохая локация, то это может быть и 5 лет. Если большая зона доставки и супер топовое помещение, то можно и за 2.5-3 года отбить.
Какие возможности перед вами открыла франшиза «Додо Пицца»?
– Безусловно, это масштабирование по всей стране. Я сам оцениваю «Додо Пиццу» как классный бизнес университет. У многих партнеров, с которыми мы работаем по всей стране, такой же подход. Некоторые предприниматели в 40 лет говорят, что если бы я познакомился с форматом «Додо Пицца», когда мне было 25 лет, то другие бизнесы я строил бы совершенно по-другому. То есть это своего рода бизнес образование. Особенно на начале пути, есть опытные бизнес партнеры, которые могут подсказать какие-то вещи.
А что касается рентабельности, можете назвать цифры?
– На начальном этапе у нас была рентабельность выше 15-17%. Сейчас у нас рентабельность, например, за этот месяц 11%.
По итогу, согласуются ли ваши финансовые результаты с теми, о которых заявлял франчайзер?
– В самом начале, когда мы только начинали этот бизнес, нам никто ничего не обещал. Мы просто верили, что «Додо Пицца» и сам рынок будет расти. Поэтому да, безусловно.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Какие у вас дальнейшие планы? Планируете ли развивать дальше свой бизнес?
– Да, конечно. Мы планируем обороты не сбавлять, наша цель в течение трех лет открыть сотый ресторан нашей локальной сети и в последующем выйти заграницу.
Расскажите о поддержке франчайзера. Какую помощь он оказывает?
– Мы поддерживаем контакты с управляющей компанией, любые сложные моменты решаем вместе. По пустякам мы их не беспокоим, но у управляющей компании «Додо Пицца» точно есть сильная поддержка. Ребята настоящие фанаты своего дела и помогают не только на словах, но и на деле.
Также у нас есть две проверки каждую неделю, одна на доставке, другая в ресторане – тайный покупатель. Эту работу на себя берет УК и это сильно помогает контролировать качество, особенно на удалении в других городах. На основании этого выставляется определенный рейтинг каждой пиццерии, исходя из него, начисляется премия сотрудникам пиццерии. Если рейтинг высокий, то мы можем открывать новые пиццерии, если низкий, то не можем.
Безусловно, есть консультации по маркетингу, есть федеральный маркетинг, макеты, которая дает УК, поэтому поддержка на высоком уровне.
На основании накопленного вами опыта, считаете ли вы целесообразным покупку данной франшизы, и есть ли в ней смысл?
– Да, смысл есть. Надо очень хорошо выбирать город, помещение и собирать команду. У «Додо Пиццы» точно есть большой потенциал. Сейчас в стране у нас примерно 450 ресторанов, я думаю, что за ближайшие 5-7 лет, количество ресторанов дойдет до 1000. Еще есть непокрытые небольшие города. Если кто хочет инвестировать в «Додо Пиццу», то можно в этот бизнес входить. Также есть пиццерии, которые продаются.
А что касается подписания договора, все ли было чисто и прозрачно?
– Я даже могу сказать, что мы подписали с Федором договор франчайзинга спустя 4 года, после того как мы начали вместе работать. Мы просто ударили по рукам. Это как пример доверия друг к другу. Если франшиза не будет выгодной, если какую-то из сторон не будут устраивать условия, это сторона в любом случае найдет повод нарушить договор. Поэтому, мне кажется, этот подход абсолютно правильный и показывает степень доверия. Я думаю, мы такие не одни, первые 5-10 партнеров «Додо Пиццы» наверняка работали также, без договоров.
Как развивает франчайзер свой продукт?
– Развивается продуктовая линейка, у нас появляются новые сезонные продукты, меняется рекламная компания, снижаются цены на ингредиенты и это положительно сказывается на рентабельности. Мы за счет объема берем продукты значительно дешевле, чем, если бы мы были небольшой локальной сетью.
Мы понимаем, что рынок присел по покупательной способности и нужны недорогие продукты. Сейчас у нас появилась пицца за 245 рублей – мега предложение, которое сейчас рекламируется.
Поэтому поддержка есть, каждую неделю выходит дайджест изменений и новостей.
Сколько бы вы поставили по 10 балльной шкале этой франшизе? Насколько она, по вашему мнению, проработана?
– Всегда хочется зарабатывать больше, но я считаю, что если оценивать реальную картину в России, то франшизы общественного питания в стране лучше, чем «Додо Пицца» нет. Если взять лучший формат в стране для развития общественного питания, мне кажется, что это «Додо Пицца».
Из минусов – у нас сейчас довольно высокая стоимость вложений, чтобы открыть одну пиццерию нужно вложить 12 миллионов минимум. То есть стоимость капитальных вложений в одну пиццерию довольно высокая. Также, в городах с населением до 100 тысяч, высокая степень окупаемости.
А так, с точки зрения продаж и доверия, «Додо Пицца» неспроста так быстро выросла. На рынке это одна из лучших франшиз, поэтому я бы поставил 10 баллов.
При этом у вас не должно быть сверх ожиданий, здесь очень быстро деньги не отобьешь, но это стабильный бизнес, который будет существовать долгие годы.
Каким людям вы бы порекомендовали франшизу «Додо Пицца»?
– Точно тем, кто настроен серьезно и много работать. Это конечно банальность, но здесь количество переходит в качество. Чем больше ты работаешь, тем эффективнее работает твоя пиццерия. Мне кажется, «Додо Пицца» - хороший вариант вложений для предпринимателей, которые хотят узнать для себя то, как строится и работает системная компания и как можно масштабировать розничную сеть. В России рынок уже наполовину занят, но все равно время еще не ушло. У нас есть партнеры, которые зашли год-полтора назад и создали сеть пиццерий.
Чтобы вы порекомендовали предпринимателям, которые захотят в дальнейшем приобрести франшизу «Додо Пицца»?
– Нужно точно выбрать город и расположение пиццерии. У нас есть три критерия, по которым мы отбираем город: уровень конкуренции, количество жителей в зоне доставки и уровень заработной платы. Эти три критерия нужно хорошо и тщательно оценивать. В общем, нужно все семь раз отмерить и один раз отрезать.
Кроме того, компания дает классное обучение, каждый из партнеров ездит в Сыктывкар, где его две недели обучают от самых азов до менеджера пиццерии.
Что по итогу вам дал опыт работы по франшизе «Додо Пицца» и что вы вынесли из него для себя?
– Мы растем. И мне нравится в команде «Додо Пицца» то, что мы развиваемся спиралью наверх. Каждый год мы решаем похожие друг на друга задачи, но в гораздо большем масштабе, они усложняются и становятся интереснее. Мне нравится, что это система, которая может расти. Она не завязана с границей областей или стран. Потолок - только ты сам.
Этот бизнес точно для терпеливых, здесь нужно каждый день делать одни и те же вещи хорошо. Это как в спорте - тренировки, ты каждый день в 7 утра должен пойти на тренировку и выполнить программу, которую составляет тренер, только тогда ты победишь и преуспеешь на соревнованиях. Здесь точно так же, если ты каждый день даешь людям качественный продукт, то они возвращаются, растет клиентская база, выручка и компания. Наш бизнес похож на человека, который бежит марафон. Изо дня в день мы должны бежать. Как только мы остановимся, мы начнем откатываться назад. Что касается меня, за эти 7 лет я приобрел хороший опыт построения коллектива, по развитию розничной сети, по систематизации работы команды. Получил опыт в маркетинге, в найме людей и просто по тому, как правильно выбирать помещение. Я считаю, что это были полезные 7 лет, и я надеюсь, что следующие 7 лет с «Додо Пицца» будут не менее полезными и интересными.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями