ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Последний год название компании Sokol Coffee стало нарицательным, особенно когда речь идет о непорядочности и некомпетентности франчайзера, который начинает стремительно масштабироваться.
Основатель компании Александр Соколовский не считает себя мошенником или обманщиком. Он просто молодой человек, который почувствовал «вкус» денег и не смог вовремя остановится.
Франшизы Партнеркин выбрал самые интересные моменты из интервью Александра Соколовского для Кристиана Чепака.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
Кадр из интервью Александра Соколовского для Кристиана Чепака
Александру 23 года, он женат, у него двое детей. Свой первый бизнес Александр начал в 20 лет, это были портативные и внешние аккумуляторы (Powerbank), продажа одежды. Затем был сформирован бренд Сокол, под которым началась реализация аксессуаров с инновациями. Бизнес приносил небольшие деньги, около 30 тысяч рублей в месяц.
Но он всегда мечтал стать хозяином кофейни, и мечта воплотилась в жизнь. На кредитные средства Александр вместе с супругой и партнером купили кофейню-вафельную. Ее цена составила 2,5 млн. рублей.
Выручка у кофейни была около 500 тыс. рублей, из которых 50% являлось чистой прибылью. Кофейня успела проработать около 4 месяцев и закрылась. Причиной закрытия стал конфликт с партнером, который в результате сообщил Александру, что закрывает кофейню, забирает все деньги с кассы, оборудование и уезжает в Москву. Молодой бизнесмен до сих пор не понимает, в чем была проблема и чем было вызвано такое решение.
В результате долги Александра выросли, ведь он должен был платить аренду, кредиты и выплатить зарплату сотрудникам. Суммарный долг на тот момент был 2,5-3 млн. рублей.
В этот же момент поставщики оборудования, которым продолжал заниматься Александр, поставили условия минимальной закупки в 1,5 млн. рублей, «а у нас таких денег не было».
Первому сыну Александра на тот момент было 4 месяца. А им начали названивать коллекторы. И надо было что-то быстро придумывать. Мы устроили мозговой штурм, в результате которого было принято решение открыть свою собственную кофейню в этом же помещении. Для этого надо было найти инвестора и придумать что-то оригинальное, на что пойдут люди. Помещение находилось не в проходном месте, и люди, которые приходили в кофейню, были подписчиками в инстаграме. В этот момент на глаза попался сторис барбера, который рисовал для своих клиентов бороду на стаканчике.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
У знакомых художников Александр узнал, что специалист может быстро набросать портрет за время, пока готовится кофе.
Как заработать на интерьерных картинах - читайте здесь.
Оставалась вторая проблема - инвестиции. Александр открыл телефонную книгу и начал писать знакомым, у которых потенциально есть деньги. На сообщение откликнулась собственница квартиры, которую на тот момент снимала семья. Женщина согласилась вложить в проект 800 тыс. рублей. Дополнительно был взят небольшой кредит. Открытие кофейни Sokol Coffee обошлось в 1,4 млн. рублей. Кофейня была запущена за 2 недели.
ААлександр Соколовский
Мы понимали, что это вызовет какой-то ажиотаж, что это людям будет интересно. Но что это будет такой взрыв в СМИ, мы, конечно, не ожидали. Это был приятный сюрприз.
В первый месяц работы выручка кофейни составила 600 тыс. рублей.
В первый месяц работы начались споры с инвестором. Люди разных возрастов по-разному смотрели на меню. Постоянные споры надоели инвестору, и она предложила выкупить ее долю. Молодые люди были согласны, но у них не было денег. Тогда Александр предложить выкупить долю инвестора Анару (лучшему другу). Анар влез в долг и выкупил долю инвестора.
За 5 тыс. рублей был изготовлен рекламный видеоролик, который был запущен в инстаграм. В первый месяц на таргетинг ушло 30-40 тыс. рублей, во второй 70-80 тыс. рублей.
Более подробнее о самой эффективной рекламе для малого бизнеса можно узнать в нашей статье.
В итоге вместе с рекламой видеоролик набрал 1,5 млн просмотров и в кофейню потянулись клиенты. Первым написал о кофейне Деловой Петербург, и от него информацию разлетелась по СМИ. Причем это все было совершенно бесплатно, журналистам и блогерам было интересно попробовать на себе новую фишку, которую они потом освещали на своих каналах и в блогах.
Благодаря нарастающей популярности во второй месяц выручка поднялась до 1,5 млн. рублей. Александр признается, что первое время неправильно считали рентабельность, считая что она составляет 50% (по их мнению чистая прибыль составляла около 700 тыс. рублей). И только спустя некоторое время бизнесмены сделали правильный расчет и показатель опустился до 30-35%.
Sokol Coffee с первого дня открытия назывался «сеть кофеен», т. к. на начальном этапе планировалось создать именно сеть.
После резкого скачка популярности во втором месяце многие знакомые захотели приобрести франшизу кофейни.
ААлександр Соколовский:
Мы не думали, что можно идти франчайзинговым путем. Но понимали, что нужно быстро масштабироваться, т. к. идея уникальная, и если не мы начнем развитие, то кто-то другой это обязательно сделает. Знакомые уговорили продать им франшизу, и мы согласились.
Первые франшизы были проданы знакомым и подписчикам в инстаграме. А дальше франчайзинговая сеть стала расширяться. Первые франшизы стоили 80 тыс. рублей, затем 150 тыс. рубле. Росла популярность, а с ней росла и цена франшизы.
ААлександр Соколовский
Знакомые говорили - мы будем вашими партнерами. Откроем такую же кофейню и будем работать.
Александр не скрывает, что они не понимали, что такое франчайзинг и как он работает. А следовательно, и не было понимания, что спустя всего два месяца работы невозможно начать развитие качественной сети. На момент открытия первых франчайзинговых кофеен у компании не было никакой полезной информации для партнеров, кроме самой идеи. За ноябрь и декабрь 2018 года было продано 10 франшиз.
Об открытии собственных точек не шло речи, было решено заняться 10 франшизами, которые продали.
После выпуска передачи о Sokol Coffee на канале Трансформатор в феврале 2019 года бизнесменам поступило 1500 заявок на покупку франшизы. Из них партнерами стали 40 предпринимателей. Трансформатор жив?
В нашем каталоге бизнес-клубов вы можете познакомиться с тем самым "Клубом 500".
Только после этого начала формироваться управляющая компания бренда. С увеличением прибыли бизнесмены начали наслаждаться финансово обеспеченной жизнью: рестораны, дорогая одежда, машины.
ААлександр Соколовский
Я, моя жена и Анар - мы все из обычных семей. А тут, можно сказать, мы дорвались.
Несмотря на миллионную прибыль Александр не спешил закрывать все долги. Он погасил все обязанности перед людьми и закрыл всего пару кредитов, а остальные кредиты гасились в плановом ежемесячном режиме. Молодые люди не хотели расставаться сразу с большой суммой денег. При этом траты на удовольствия были баснословными.
ААлександр Соколовский
У нас не было финансовой грамотности. Мы начали сливать деньги на хотелки. Несколько миллионов было слито в ЦУМ ДЛТ. Нам казалось, что чем больше мы тратим, тем больше будем зарабатывать. Мы купили две Ауди с салона, но опять же, чтобы не тратить большую сумму, машины были взяты в лизинг, а первоначальный взнос был по миллиону за машину. Сейчас мы понимаем, что это была ошибка. Надо было откладывать на резервный фонд, купить недвижимость.
Но постепенно предприниматели развивали и управляющую компанию - платформы для франчайзи, онлайн школа. Александр рассказывает, что были месяцы, когда вся прибыль тратилась на сеть, а в другие месяцы - только на себя. Соотношение трат на себя и на развитие было примерно 60 к 40.
Формирование управляющей компании Sokol Coffee было не гладким. Предприниматели приглашали «специалистов», слушали их советы, выполняли рекомендации и в итоге оказывалось, что не все из сказанного работает как надо.
В команде было около 10 человек в постоянном штате, это менеджеры по сопровождению франчайзи, СММ отдел, продажники, менеджеры, которые помогали при открытии и ездили на контроль качества. Помимо этого привлекались сторонние специалисты, их тоже было около 10 человек.
Сейчас Александр понимает, что управляющая компания должна была проработать все нюансы работы кофейни на нескольких франчайзи и потом запускать масштабирование сети, а не наоборот. Особенно это касается зарубежных франчайзи, работа которых отличается за счет ряда особенностей той страны, в которой была открыта кофейня.
За счет того, что управляющая компания формировалась и развивалась одновременно с активным масштабированием сети, очень сложно было успевать отслеживать работу всех франчайзи. При этом масштабирование продолжалось. В планах было дойти до отметки в 100 партнеров и остановиться, углубившись в развитие.
ААлександр Соколовский
Мы так гнались за количеством, что перестали обращать внимание на качество.
Большинство партнеров нейтрально относились к происходящему, но были и те, кто открыто возмущался неорганизованностью работы сети.
ААлександр Соколовский
Мы были амбициозны и уверены в себе. Совершенно не оценивали риски, и поэтому попали в сложную ситуацию.
Сначала офис компании был маленьким и скромным, но амбиции требовали пространства, и в центре Петербурга был снят двухэтажный офис, а затем был снят офис на 200 кв. м. за 200 тысяч рублей в месяц.
Второй выпуск на канале Трансформатор был снят для того, чтобы показать, насколько продвинулась работа за полгода. А в результате бизнесменам поступило еще 3,5 тысячи заявок. Из них новыми партнерами стали еще 40 бизнесменов.
ААлександр Соколовский
На тот момент нам казалось, что мы закрываем все проблемы качественными специалистами в разных сферах. Поэтому решили набрать новую волну франчайзи.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Большой проблемой стал контроль над качеством работы франчайзи. Нередко предприниматели получали письма и видео от посетителей с жалобами на кофейню. Была идея поставить камеры в каждой кофейне, но она осталась только в планах.
CRM для улучшения работы вашего заведения
- Quick Resto
- Fusion POS
- Iiko
- СБИС Престо
- R_Keeper
ААлександр Соколовский
Когда нас двое, а их 80 и они объединились, мы начали внимательнее прислушиваться к проблемам. Нас потихоньку начали прогибать. Франчайзи могли по несколько месяцев не платить роялти, и мы молчали. У нас не было жесткости.
После второго появление на канале Трансформатор на ребят стали обращать внимание хейтеры. Слишком большой пиар начал играть в минус.
Одни из московских франчайзи потребовали вернуть затраченные на открытие кофейни средства и получили отказ. За это они обратились к известному блогеру Андрею Ковалеву, который снял ролик о кофейне, показав франшизу с худшей стороны. В свое оправдание Александр говорит, что кофейня отработала один месяц и вышла в небольшой минус, но это не показатель.
ААлександр Соколовский
В ролике очень много вранья, хотя есть много правды. Но по мнению многих моих знакомых материал был некачественный и снят со слов молодой пары без проверки информации.
В ответ предприниматели сняли ролик, что сейчас, по прошествию времени, считают большой ошибкой. В своем видео они пытались объяснить зрителям реальную ситуацию. Но ролик попал к Ковалеву и с него сделали нарезки, которые еще больше очерняли предпринимателей.
ААлександр Соколовский
Да, мы допускаем ошибки, да, мы косячим, но у нас не было цели заработать на франшизах и всех послать.
После видео Ковалева множество других блогеров подхватили тему и стали снимать видео в негативном ключе. В интернете появилась информация, что на Александра завели несколько судебных дел.
ААлександр Соколовский
На самом деле никаких судебных дел не было. У нас есть договор, где все прописано. И когда мы выполнили свою работу, франчайзи его подписывает. Какие могут быть претензии после подписания такого документа? Ни один суд это не примет.
Франчайзи, понимая этот момент, стали писать заявления в различные органы, рассказывая о мошенничестве. В кофейню приходило несколько проверок - налоговая, Роспотребнадзор. Молодых людей стали вызывать в различные инстанции и отделы, но, получив объяснение, отпускали за отсутствием фактов мошенничества. Но были и моменты, когда нас запирали в отделе и пытались выбить из нас признание.
В ответ на публичную агрессию предприниматели попросили партнеров заснять небольшие ролики о работе своих кофеен. Но спустя месяц продажи франшиз стали падать. Потенциальные франчайзи стали отказываться от сделок, ссылаясь на информацию в интернете. В кофейнях дела тоже шли не лучшим образом, т. к. стала падать выручка.
«Санкции сказываются ростом цен» - как живут кофейни в 2023 году.
Все это привело к тому, что в ноябре 2019 года появился кассовый разрыв в 3-4 млн. рублей. В управляющей компании были высокие зарплаты, аренда, большие вливания в маркетинг и личные траты, а прибыль стремительно падала.
ААлександр Соколовский
Мы попали в разрыв и полезли в долги, думая что это временное явление. Не восприняли ситуацию серьезно, и это была большая ошибка. Мы брали большие суммы на короткие сроки, думая, что скоро работа восстановится. Но декабрь оказался еще хуже, продажи упали в ноль, а роялти мало на что хватало.
Заемные деньги брались под высокие проценты - 10-15% в месяц. Такой процент позволял взять любую сумму, и заемщики не отказывали в любой сумме.
Долги привели к задержкам зарплаты в управляющей компании, и люди начали увольняться. В результате остались только Александр, Анар и всего один сотрудник.
ААлександр Соколовский
Накатывала депрессия. Было обидно, что не смогли сдержать команду. Мы понимали, что зарплата это, конечно, важно, но нам казалось, что они должны были с нами пройти этот путь.
К декабрю разрыв увеличился до 7-8 млн. рублей. Многие друзья и знакомые отвернулись от бизнесменов.
ААлександр Соколовский
Многие люди изменили мнение обо мне, посмотрев ролик в интернете. Это было эмоционально тяжело принимать.
Кассовый разрыв рос из-за того, что предприниматели брали все больше и больше в долг для того, чтобы погасить прошлые долги.
В конце января было принято решение закрыть продажу франшиз. Для дополнительного заработка была выкуплена точка у одного из франчайзи Санкт-Петербурга. Проработали 2 месяца и началась пандемия. Собственница не снизила аренду в карантин, и для оплаты вновь приходилось занимать деньги. Выручка с 20 тысяч в день упала до тысячи. В итоге только купленную точку пришлось закрыть.
Роялти для франчайзи были полностью отменены, и заработки упали до нуля.
В основной кофейне выручки тоже упали в 18-20 раз. Там собственник пошел навстречу, скинув 50 % аренды. В период простоя бизнесмены решили сделать ремонт в кофейне, и как только они его закончили, с них стали требовать арендную плату, деньги на которую они не смогли найти вовремя и их попросили освободить помещение.
Сейчас все оборудование единственной собственной кофейни Sokol Coffee хранится на складе в контейнере. Но 15 партнеров продолжают свою работу, еще несколько партнеров готовятся к повторному открытию. Есть еще партнеры, которые купили франшизу, но не успели открыться до пандемии.
ААлександр Соколовский
Мы не опускаем руки, не говорим, что проект прогорел. Мы видим, что наша бизнес-модель работает. Мы видим ее потенциал. Наша кофейня всегда работала в плюс до пандемии. По неопытности так сейчас сложились обстоятельства.
Есть множество кредиторов, которым бизнесмены должны деньги, и за это им может грозить реальные судебные постановления за финансовое мошенничество.
Александру и его родным часто звонят коллекторы, но молодой человек понимает, что сделать они ничего не смогут, и уже не реагирует на угрозы.
ААлександр Соколовский
Деньги мы брали не только у знакомых и друзей, но и у людей с жесткой репутацией. Приходятся включать все свои навыки переговорщиков и выходить из сложившейся ситуации. Но все равно это давит на нервы. Сон пропал. Я похудел на 12 кг, Анар на 17 кг. Но мы верим, что все будет хорошо.
Сейчас предприниматели ищут инвесторов на воскрешение кофеен. Они считают, что получили много опыта, благодаря которому они смогут работать и показывать хорошие результаты.
ААлександр Соколовский
У нас долги, у нас кассовый разрыв, но мы четко понимаем, где надо открывать свои точки, которые будут приносить деньги. Мы готовы сами управлять кофейнями, но у нас нет денег на их открытие.
На данный момент Александр не называет точных цифр своего долга, лишь делится информацией, что количество миллионов превышает его возраст (Александру 23 года).
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Про управляющую компанию тоже вранье, у них не чем управлять. что бы закупать рассадники и работать с франчайзи достаточно пары менеджеров.
Соколовский типичный проходимец из шайки поршнягина
Александр из семьи верующих людей и Бог нас не призывает заниматьмя таким бизнесом, тем более когда сам Александр признаётся, что он финансово безграмотен и наверное на тот момент ничего не слышал о о ликвидности.
Писать о себе, что я (Александр) бизнесмен от Бога - это просто ужасно; так нельзя - Бог Александру этого не говорил.
В общем печально это всё - заряженные кошельки по 5 тр от Александра, когда аналогичные на алиэкспресс по 300 рублей стоят или заряженная чашка кофе под триста рублей.
Люди, только вдумайтесь - за что 300 рублей???
И ещё, после закрытия долгов желаю тратить всё время семью - супругу и деток.
И ещё, Александр сотри все свои наколки, это поосто ужасно, так как ты должен быть светом миру!